Аутизм – распространенный диагноз, который в последнее время ставят все чаще детям. Данные о патологии разнятся, что обусловлено разными методами диагностики и классификации расстройства. Статистика такова – аутизмом без учёта расстройств аутического спектра болеют 0,1-0,6% детей, а аутизмом с учётом расстройств аутического спектра – 1,1-2%. Но несмотря на это, патология досконально еще не изучена.
Аутизм – расстройство психики, характеризующееся недостатком социального взаимодействия, затруднением контактов с другими особями, определенными повторяющимися действиями, а также узким кругом интересов. Специалисты пока точно не установили истинные причины возникновения патологии, но выдвинуто предположение, что его развитие связано с дисфункцией мозга врожденного характера.
Первые признаки аутизма (РАС) проявляются у детей, которые еще не достигли 3 лет. У девочек расстройство выявляют реже, чем у мальчиков (практически в 4 раза). Полностью излечиться от него не представляется возможным, но с возрастом поставленный диагноз могут снять. Диагностикой и лечением аутизма занимается сразу несколько узких специалистов – неврологи, дефектологи, нейропсихологи, психиатры. Сразу поставить такой диагноз невозможно. Для этого нужно некоторое время понаблюдать за ребенком, подробно расспросить родителей и воспитателей, собрать информацию о социальном развитии малыша, провести психологические тесты. Также нередко применяются инструментальные методики – ЭЭГ, КТ и МРТ.
Содержание материала
Причины
До середины 20 века аутизм у детей диагностировали редко. Возможно, это было обусловлено несовершенством методов диагностики и отсутствием точной классификации патологии.
Сейчас же аутизм выявляют все чаще, что вызывает некоторые опасения у медицинских работников. Истинные причины возникновения и развития психического расстройства пока точно не установлены. Но неблагоприятные предрасполагающие факторы известны:
- наследственная предрасположенность (если у одного из родителей выявлена патология, то с вероятностью в 50% она передастся их ребенку);
- нарушение гормонального фона;
- врожденные и приобретенные поражения ЦНС;
- нарушение обменных процессов в организме;
- отравление ртутью;
- осложнения во время беременности и родоразрешения – маточные кровотечения, токсемия, внутриутробное инфицирование плода, преждевременные роды;
- наличие у ребенка в анамнезе заболеваний вирусной или бактериальной природы;
- частый прием некоторых групп фармацевтических средств (например, гормонов и антибиотиков);
- химическое воздействие на организм матери во время беременности;
- сильный стресс;
- злоупотребление матерью алкоголем или наркотиками во время беременности.
Чаще диагноз РАС ставят малышам, достигшим 2,5-3 лет. В это время ярко проявляются проблемы с речью, отстраненность, замкнутость, нежелание контактировать с людьми. Первые признаки, позволяющие заподозрить наличие психического расстройства, возникают еще в первые месяцы его жизни (до 1 года).
Виды
Иногда люди говорят, что дети-аутисты немного «не от мира сего». В некоторой мере это действительно правда. Их поведение отличается от других. Вопреки распространенному мнению, такие малыши не всегда сидят тихо в сторонке и бубнят себе что-то под нос. Некоторые придумывают свой мир, свои слова, своих героев. Другие же говорят о том, что видят окружающий мир так, словно кто-то раскидал кубики, а не целостно.
Иногда ребенок с таким расстройством способен вести себя практически нормально и ничем не отличаться от сверстников. Особенности поведения зависит от вида аутизма, от проведенной терапии, работы психолога.
Виды аутизма:
- Синдром Каннера или ранний детский аутизм. Наиболее распространенный вид. Характеризуется 3 основными признаками – нарушенная социализация, бедность эмоций, одинаковые движения. Малыш ведет себя холодно со всеми, даже с родителями. Не желает смотреть в глаза, боится громких звуков, не воспринимает ничего нового – игрушек, одежды, предметов. Могут наблюдаться и другие когнитивные расстройства.
- Синдром Аспергера. Этот вид считается самым легким. Люди могут вести практически нормальный образ жизни. Характерные признаки расстройства – сложности в общении с другими людьми, нарушенное эмоциональное восприятие. Таким детям сложно выражать свои эмоции, воспринимать и понимать эмоции других людей. Еще одна особенность – малыши с синдромом Аспергера плохо запоминают лица. Способны вести полноценную жизнь, т. к. ни физическое, ни эмоциональное здоровье обычно не страдает.
- Синдром Ретта. Было установлено, что этот вид аутизма развивается у детей из-за генных мутаций (модификаций). Психическое расстройство еще до конца не изучено. Характерные особенности – умственная отсталость и психоневрологические нарушения. Может страдать физическое здоровье – деформируются кости и мышцы.
- Синдром Ретта выявляют обычно в возрасте от 1 до 2 лет, а синдром Аспергера между 4 и 11 годами.
Клиническая картина
Симптомы аутизма разнообразны. Их проявление и выраженность зависит от возраста, от формы патологии. Но есть некоторые основные черты, присущие абсолютно всем детям с РАС:
- нарушение речи и жестикуляции;
- проблемы с социализацией и контактами;
- чувство самосохранения нарушается;
- ребенок совершает однотипные и повторяющиеся действия;
- ограниченный круг интересов;
- особенности в процессе игры;
- расстройства интеллекта;
- изменяется походка и движения.

Ранние признаки аутизма
Чтобы выявить признаки аутизма, необходимо понаблюдать за ребенком, за тем, как он играет, контактирует с людьми. Также заподозрить наличие расстройства можно и по внешнему виду малыша.
Взаимоотношение с миром
Признаки РАС могут проявиться через пару месяцев после рождения. Такие дети беспокойные, замкнутые, не требуют внимания (в сравнении со здоровыми детьми того же возраста). При появлении посторонних людей испытывают беспокойство. По мере взросления оно постепенно перерастает в тревогу. Если взрослый или ребенок попытается навязать аутисту свое общество, тот может испугаться, занервничать и убежать.
Признаки РАС с 1 месяца и до 3-летнего возраста:
- нежелание контактировать с родителями или другими близкими родственниками;
- нежелание быть на руках у матери или отца;
- отсутствие радостной и ожидаемой позы при виде матери;
- сильная привязанность к родителю, при присутствии этого человека ребенок не выказывает сильных эмоций или радости, но как только он уходит, начинает плакать, кричать и истерить, может даже подняться температура;
- не выказывает интереса к тому, что происходит вокруг него;
- беспокоится, если кто-то пытается установить с ним зрительный контакт;
- сопротивляется, если родители предпринимают попытку его приласкать.
Признаки РАС в возрасте 3-15 лет:
- нежелание дружить со сверстниками;
- нежелание принимать участие в играх, в которых предполагается командное взаимодействие;
- отстраненность от окружающих людей;
- сложности в выражении своих и восприятии чужих эмоций;
- проблемы в общении со сверстникам (нередко такие дети подвергаются травле со стороны других ребят).
Все это в значительной мере нарушает качество жизни ребенка. Он все больше погружается в собственный мир, где его никто не беспокоит. Помощь нужно оказывать ему как можно раньше. Основная задача лечения – социализировать его и обучить навыкам самообслуживания.
Речь и жесты
Разговаривать аутисты начинают позже, чем другие дети. В дальнейшем их речь имеет несколько особенностей – уменьшается количество согласных, повторение одних и тех же предложений и фраз, которые никак не вяжутся с разговором.
Отклонения коммуникации у детей от 1 мес до 3 лет:
- не воздействует с людьми посредством жестов или мимики;
- не лепечет;
- жестикуляция или отсутствует совершенно, или очень слабая;
- не способен указать на что-то, не прибегая к словам;
- не способен построить содержательное предложение (от 1,5 до 2 лет).
Коммуникативные нарушения в возрасте от 3 лет:
- кричит или визжит;
- речь нарушена;
- взгляд в никуда;
- в разговоре используют слова, которые совершенно не подходят к конкретной ситуации;
- непонимание метафор;
- слабая мимика;
- выдумывает собственные слова;
- показывает жесты, которые не имеют никакого смысла.
Обычно первые нарушения такого рода родители замечают у своего чада с 6-9 месяцев, когда другие дети начинают активно лепетать, пытаться повторять звуки и слова.
Особенности поведения, интересы и игры ребенка-аутиста
Ребенок с таким расстройством с трудом воспринимает мир, окружающий его. Даже в игре у него возникают проблемы. Например, если здоровые дети катают машинку по полу, то аутист может просто стучать ею или крутить только одно колесо. Придумывать вымышленные образы для него тоже трудно, поэтому таких игр малыш старается избегать.
Поведенческие отклонения у аутиста до 3-летнего возраста:
- играет не всей игрушкой, а конкретной ее частью;
- нарушена координация движений;
- нарушение сна;
- малыш с трудом понимает предназначение определенных предметов;
- отрицательно реагирует на громкие звуки;
- не реагирует на обращение к нему;
- изучает предметы по-своему – нюхает игрушки, кусает предметы интерьера;
- совершает однотипные движения;
- слишком бурно реагирует на боль или стресс, либо же наоборот – практически их не замечает.
Поведенческие нарушения у детей от 3 до 15 лет:
- предпочитают однообразие и плохо реагируют на перемены, даже просто на новую одежду или перестановку вещей в комнате;
- плохая концентрация внимания;
- может заниматься только чем-то одним, резко переменить вид деятельности не может;
- воображение слабо развито;
- агрессивно реагирует на себя же, такие дети могут сами себя кусать или щипать, причинять боль другим способом.
Симптомов, при выражении которых можно заподозрить аутизм, действительно много. Поэтому расстройство доставляет трудности в диагностическом плане.
Как ведут себя и выглядят дети с РАС
Внешний вид и поведение таких малышей может меняться в зависимости от вида РАС и возраста.
До 1 года
Внешне ребенок практически не отличается от сверстников. В развитии отстает крайне редко. Если же прогрессирует атипичный аутизм, могут прогрессировать сопутствующие патологии (конвульсивный синдром).
Малыши слабо выражают свои эмоции и не повторяют эмоции других. Мимика проявляется слабо. Не лепечут и не реагируют даже на свое имя. Если провести некоторое время в его компании, то создастся впечатление, что это просто очень спокойный ребенок. Он может часами сидеть один и играть. Также ребенок не выказывает привязанности к родителям, не желает идти на руки.
До 3 лет
Ребенок закрытый и слабо проявляет свои эмоции. Речь нарушена или же и вовсе не говорит. Иногда и вовсе перестает говорить. О себе говорит в третьем лице. Может часто повторять одну и ту же фразу, услышанную от другого человека.
Можно заметить изменение походки. Такие дети ходят на цыпочках и при этом любят махать руками. Обычно они гиперактивны и постоянно находятся в движении. Только совершают одни и те же движения (стереотипные).
Не желает играть с детьми, но может иметь свои увлечения, порой непривычные для других. Часто аутисты любят играть с водой или светом.
Другие признаки:
- редко просит что-либо;
- практически не хнычет;
- может проявлять агрессию в присутствии людей, чаще причиняет боль себе, но может и другим;
- избирательно относится к продуктам питания;
- боится темноты или громких звуков.
Внешне такие дети могут ничем не отличаться от других. Ранее предполагалось, что характерной особенностью аутистов является «лицо принца» – тонкие и будто нарисованные черты лица, на котором очень редко возникают какие-либо эмоции. Но это не единственный вариант. Бывает и наоборот – сильная мимика, постоянное жестикулирование.
Некоторые исследователи же утверждают, что лицо детей с аутизмом все же несколько отличается – у них более широко поставлены глаза и нижняя часть лица короче.
От 3 до 6 лет
Появляются проблемы с социализацией. Ребенок не хочет контактировать с людьми. Он замыкается в себе и пытается выстроить своеобразный «панцирь» для защиты от окружающих.
В его действиях присутствует порядок, понятный только ему. Например, он складывает игрушки по цветам и размерам, передвигает предметы так, как ему удобно.
Другие признаки:
- пугливость;
- нарушение речи;
- нежелание идти на улицу вплоть до проявления агрессии;
- совершение последовательных действий в жизни и в игре;
- гиперактивность;
- компульсивное поведение.
Реже отмечается гипоактивность. При этом у аутистов возникают проблемы с мелкой моторикой пальцев.
Старше 6 лет
Дети с РАС могут посещать как общие, так и профильные учебные заведения. Если он не имеет проблем с интеллектом, то может справляться с обучением. Часто он выбирает свои любимые предметы и изучает их более тщательно. Но иногда сталкивается с трудностями из-за низкой концентрации внимания. Это выражается так – на школьных заданиях он сосредоточен минимально, но на своих занятиях – максимально.
Дети, у которых наблюдается снижение интеллектуальных способностей, обучаются в специализированных учреждениях. У ребят старше 6 лет нарушена социальная адаптация и речь. Говорить они могут, но только если для этого будет крайняя необходимость.
Избирательность в пище приводит к проблемам. За столом такой ребенок может копаться в приготовленном блюде, выбирать то, что на его усмотрение ему подходит, или же и вовсе отказываться есть. Часто прием пищи сопровождается определенными последовательными действиями. Интересный момент – для аутиста важны не вкусовые качества блюда, а его внешний вид.
Внешне ребенок выглядит отстраненным. У него отсутствующий взгляд, который устремлен в пространство. Избегает контактов и не приемлет навязывания себе чужого общества. Возможно проявление агрессии.
Если диагноз был выставлен на раннем этапе и родители своевременно приняли все необходимые меры по лечению, то это позволит ребенку хорошо адаптироваться в социуме. Лучше всего в общество «вливаются» дети с незначительными интеллектуальными и речевыми нарушениями. Важно не пропустить первые «звоночки», указывающие на развитие болезни. А для этого потребуется внимательно следить за ребенком от рождения.
Подробнее об аутизме у детей смотрите в видео:
Читайте также: Нарушение сенсорной интеграции у детей
Источники:
- https://psyjournals.ru/files/82752/autism_2016_n3.pdf
- https://diseases.medelement.com/disease/%D0%B0%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC/14347
- https://autism-frc.ru/ckeditor_assets/attachments/578/klin_rek_autizm_simashkova.pdf
- https://psychiatr.ru/download/4501?view=1&name=30_03_2020+%D0%9A%D0%A0_%D0%A0%D0%90%D0%A1.pdf
- https://www.childneurologyinfo.com/treatment-video-autism_protocol0.php