Чем опасна олигофрения — что ждет больного

Автор:
Анастасия Павлова
|
Эксперт:
Виктория Дружикина
|
Обновлено 02.10.2020

Олигофрения (аменция, слабоумие, умственная отсталость) — наследственное, врожденное или приобретенное патологическое снижение умственных способностей и общее психическое недоразвитие у человека, приводящие к социальной дезадаптации. Возникает внутриутробно, во время родов или в раннем детстве. Характеризуется стойкой интеллектуальной недостаточностью. Рассмотрим причины данного заболевания и признаки, по которым его можно распознать.

Распространенность олигофрении

По разным источникам умственная отсталость встречается у 0,5-3% населения, чаще в легких формах. Тяжелая умственная патология распространена реже: 13% от общего числа заболевших. В большей степени страдают мужчины: в 1,5-2 раза чаще женщин. Легкая степень олигофрении диагностируется преимущественно у детей в начале школьного обучения, так как у них возникают трудности с усвоением программы.

Причины заболевания

Существует множество факторов, способствующих нарушению развития и созреванию мозга. Причины могут быть наследственного, внутреннего или внешнего генеза. Часто наблюдается комбинация патологических агентов.

Экзогенные причины:

  • инфекции, перенесенные женщиной во время вынашивания плода (краснуха, листериоз, цитомегаловирус, грипп, сифилис и др.);
  • интоксикация в период беременности (ядовитые вещества, токсины, образующиеся при нарушении метаболизма, бесконтрольный прием лекарственных средств и т. д.);
  • дистрофические состояния будущей матери (нарушения обменных процессов в тканях органов, приводящие к развитию дефектов строения);
  • паразитарные инвазии плода, передающиеся от матери (токсоплазмоз и другие);
  • гормональные нарушения;
  • травмы плода, полученные во время вынашивания (ушибы, удары);
  • родовые травмы (сдавление головки при прохождении через родовые пути, травмирование щипцами);
  • продолжительная асфиксия во время родов;
  • патологии в младенчестве (до трех лет жизни ребенка).

Эндогенные неблагоприятные факторы:

  • наследственность: хромосомные аберрации, генные мутации (микроцефалия, болезнь Дауна, акроцефалосиндактилия, синдромы Лоуренса, Мартина-Белла, Сотоса, Вильямса и другие);
  • резус-конфликт матери и плода (олигофрения вследствие гемолитической болезни);
  • дисбаланс белкового обмена (фенилкетонурия);
  • воспаление структур мозга у младенца (энцефалит, менингит и т. д.);
  • неблагоприятные условия природной среды (ионизирующее излучение, химические выбросы);
  • педагогическая запущенность в раннем детстве.

Синдром Мартина-Белла

Причины развития атипичных форм олигофрении:

  • слабоумие, вызванное гидроцефалией;
  • умственное недоразвитие вследствие краниостеноза (результат раннего заращения черепных швов);
  • УО в сочетании с детским церебральным параличом.

Отрицательное воздействие на плод имеют курение и употребление матерью во время беременности алкоголя, наркотиков. Кроме того, если женщина в период грудного вскармливания по какой-либо причине полноценно не питается, то и ребенок с первых дней жизни не получает необходимые для полноценного развития организма вещества (витамины, аминокислоты, энзимы).

Симптомы и признаки умственной отсталости

Широкий диапазон патогенетических факторов умственной отсталости не позволяет определить основной патогенетический механизм развития заболевания. Несмотря на источник происхождения слабоумия, патологический процесс развивается вследствие необратимых повреждений или изначального недоразвития тканей головного мозга. Это приводит к появлению комплекса психических нарушений, который кроме интеллектуальной недостаточности включает ряд других признаков.

Признаки УО

Все признаки олигофрении характеризуются стойкостью и необратимостью. Они имеют органическое происхождение, не прогрессируют с течением жизни. Характерные особенности пациентов с умственным недоразвитием:

  1. Недостаточность интеллекта.
  2. Эмоционально-волевая несостоятельность: нестабильность эмоционального состояния, агрессивность, стойкая депрессия, гипотимия, отсутствие способности генерировать новые идеи, снижение критического отношения к себе и окружающим и т. д.
  3. Дефекты речи, снижение потребности в речевом общении.
  4. Расстройства памяти, внимания (усвоение нового материала после многократного повторения, забывчивость, отсутствие концентрации, невнимательность).
  5. Отсутствие или недостаточность абстрактного мышления (невозможность рассуждать, обобщать, строить умозаключения, находить логические связи между понятиями и т. д.).
  6. Сложность обучаемости (отсутствие ориентировки в заданиях, трудности переноса усвоенных уроков на похожие задачи и др.).
  7. Проблемы социализации (отсутствие навыков общения, культуры и т.п.).

Частыми проявлениями при олигофрении являются нарушения в двигательной сфере. Недоразвитость психомоторики выражается в замедлении темпа, непоследовательности движений, суетливости, непродуктивности деятельности, недостаточности мимики.

Признаки умственной отсталости у пациентов проявляются неравномерно: одни критерии выражены сильнее, а другие – в меньшей степени. Согласно Международной классификации болезней 10-го пересмотра, недостаточность умственных способностей по степени выраженности разделяют на 4 группы.

Классификация олигофрении

Степень слабоумия диагностируется в соответствии с уровнем IQ у пациента. Коэффициент интеллекта IQ (его количественная оценка) – это соотношение уровня знаний, присущих среднестатистическому человеку в определенном возрасте к биологическому возрасту данного индивида. Разновидности интеллектуальной недостаточности и их тяжесть отображены в таблице.

Таблица. Степени олигофрении в соответствии с уровнем IQ.

Степень расстройства Клиническое определение IQ (в соответствии с тестом Векслера) Умственный возраст
норма без патологии       81-100 хронологический
пограничная задержка развития пограничные с УО состояния       71-80 легкое отставание от биологического
легкая дебильность         51-70           9-12
умеренная нерезко выраженная имбецильность         35-50           6-9
тяжелая выраженная имбецильность         21-34           3-6
глубокая идиотизм         > 20           1.5-3

Дебильность (легкая УО)

Дети с таким диагнозом внешне практически не отличаются от здоровых сверстников: речь внятная, психомоторные функции не изменены. У пациентов снижена память. Имеются неярко выраженные проблемы с абстрактным мышлением.

За 9 лет обучения они способны освоить специальную программу, соответствующую 5 – 6 классам общеобразовательной школы, а в дальнейшем получить профессию.

После окончания учебного заведения такие люди социально адаптируются, имеют возможность устроиться на работу, создать семью. Они эмоционально зависимы от окружения, часто попадают под влияние более сильных личностей.

Дебильность

Имбецильность (умеренная и тяжелая степени УО)

При IQ < 35 могут обучаться в специальных классах для имбицилов. Словарный запас пациентов ограничен 200-300 словами. Могут освоить простейшие трудовые манипуляции путем многократного повторения одного и того же действия.

Трудоустройство затруднено. Имеется способность к самообслуживанию. Если IQ = 20-35, то обучение не представляется возможным. Словарный запас представлен 2-3 десятками слов.

Артикуляция с выраженными дефектами: речь неправильная, произношение невнятное. Пациенты способны овладеть навыками самообслуживания. Социальная адаптация нарушена. Люди проживают в своих семьях или в специализированных интернатах.

Идиотизм (глубокая УО)

При крайней степени слабоумия пациенты не понимают обращенную к ним речь, не узнают родных и близких людей. Эмоциональная сфера примитивная: крик, плачь. Могут копировать мимику окружающих людей. Членораздельная речь и мышление отсутствуют. Большинство пациентов не умеют ходить.

Часто возникают приступы агрессии и аутоагрессии (к самому себе). Нет реакции на внешние раздражители. Требуют постоянного контроля и опеки. Чаще всего проживают в социальных учреждениях.

Диагностика УО

Обследование при подозрении на слабоумие должно быть комплексным и включать физикальные, лабораторные, инструментальные методы. Немаловажным этапом диагностики является сбор семейного анамнеза и выявления возможных причин, приведших к появлению клинической симптоматики заболевания. Диагностика включает психиатрическое, клиническое, физикальное, инструментальное исследование и клинико-лабораторные методики.

Психиатрическое исследование:

  • беседа с родственниками, хорошо знающими характер пациента и его умственные способности;
  • выявление данных о наследственной отягощенности психическими патологиями;
  • сбор сведений об акушерско-гинекологическом статусе матери в период беременности и родов;
  • изучение истории развития пациента в раннем детском и школьном возрасте: формирование артикуляции, овладение учебной программой, становление личности;
  • анализ данных о психическом состоянии во взрослом возрасте: способность самообслуживания, уровень социальной адаптации.

Клиническое обследование:

  • оценка степени ориентации в пространстве, во времени;
  • речевой уровень;
  • степень мыслительного процесса;
  • знание социума;
  • проверка памяти, внимания;
  • эмоциональный статус;
  • выявление сопутствующих психоневрологических патологий.

Физикальное обследование:

  • выявление дисфункций черепно-мозговой иннервации;
  • проверка рефлексов;
  • контроль координации движений;
  • тестирование тактильной чувствительности;
  • обнаружение двигательных нарушений.

Инструментальные методы (необходимы для выявления органического поражения ЦНС):

  • ЭЭГ;
  • РЭГ;
  • эхоэнцефалография;
  • МРТ головного мозга.

Клинико-лабораторная диагностика:

  • кариотипирование;
  • полное геномное секвенирование;
  • исследование ДНК;
  • хромосомное микрочипирование.

Необходимо осуществлять дифференциальную диагностику умственной отсталости с другими схожими состояниями, такими как: шизофрения, эпилепсия, деменция, задержка психического развития, аутизм.

Лечение олигофрении

Терапия заболевания направлена на ликвидацию соматоневрологических нарушений, устранение этиологических факторов и активизацию имеющихся у пациента собственных компенсаторных механизмов. Программа коррекции подбирается индивидуально и зависит от причин слабоумия, клинических особенностей, тяжести нарушений, наличия сопутствующих патологий. Лечение осуществляется комплексно.

Медикаментозная терапия:

  • ноотропные препараты (пирацетам, пиритинол, деанола ацеглумат;
  • корректоры нарушений мозгового кровообращения (винпоцетин, циннаризин);
  • антидепрессанты (амитриптилин, флувоксамин);
  • транквилизаторы (феназепам, гидроксизин);
  • антипсихотики (рисперидон, галоперидол);
  • противоэпилептические (ламотриджин, карбамазепин);
  • диуретики;
  • аминокислоты (глутаминовая кислота);
  • витамины группы В;
  • специфические препараты, используемые для этиологического лечения.

Специфические препараты

Немедикаментозное лечение:

  • психолого-педагогическая коррекция;
  • семейная психотерапия;
  • трудотерапия;
  • социальная реабилитация.

Пациенты с диагнозом умственная отсталость нуждаются в систематическом посещении врача-психиатра. Прогноз зависит от глубины нарушений. При легкой степени пациенты способны социально адаптироваться, закончить обучение, устроиться на работу.

Умственно отсталые люди средней степени тяжести могут быть обучены легкой домашней работе и помогать родным. Самый неблагоприятный прогноз при тяжелых и глубоких нарушениях психики. За такими пациентами необходим постоянный уход, так как они не имеют навыков самообслуживания.

Посмотрите видео о причинах умственной отсталости:

Использованная литература:

  1. https://psychiatr.ru/download/2303?view=1&name=%D0%9A%D0%A0_%D0%A3%D0%9E..pdf
  2. http://www.s-psy.ru/obucenie/kurs-psihiatrii/5-kurs-lecebnyj-fakultet/elektronnyj-ucebnik-po-psihiatrii/oligofrenii
  3. https://psychiatr.ru/files/magazines/2012_09_obozr_357.pdf
  4. https://www.dissercat.com/content/psikhofiziologicheskie-i-psikhologicheskie-osobennosti-detei-oligofrenov-mladshego-shkolnogo
  5. https://www.doctor.nevromed.ru/papers_doc/klinicheskaya-psihologiya/patologiya-psihicheskogo-razvitiya/glava-22
  6. http://drlev.ru/book/tiganov4.pdf
  7. http://www.psi-sintez.ru/Psychoparesis/Kuznetsova/3
  8. https://yaroslavka-school.edu.yar.ru/spetsialisti/nastolnaya_kniga_defektologa.pdf
  9. https://www.dissercat.com/content/osobennosti-obuchaemosti-mladshikh-shkolnikov-s-umstvennoi-otstalostyu-i-zaderzhkoi-psikhich


MedExplorer — информационный сайт о современной медицине | Болезни и лечение
Самое обсуждаемое
Какие зубы лучше — металлокерамика или металлопластмасса? Какие зубы лучше — металлокерамика или металлопластмасса?
1
Средство от стоматита во рту у взрослых Средство от стоматита во рту у взрослых
3
Таблетки при зубной боли у взрослого Таблетки при зубной боли у взрослого
1
Как тщательно чистить зубы Как тщательно чистить зубы
8
Вирусная нагрузка при гепатите С: расшифровка Вирусная нагрузка при гепатите С: расшифровка
29
Очень болит горло, больно глотать, чем лечить? Очень болит горло, больно глотать, чем лечить?
16
Метрогил Дента — преимущества, особенности и аналоги геля Метрогил Дента — преимущества, особенности и аналоги геля
15


Adblock
detector
top